Домашняя музыкальная студия: мониторы и наушники

После того как у нас в домашней студии появились компьютер и аудио-интерфейс, самое время подключить уже к ним что-то, чтобы мы могли слушать музыку, записанную нами… ну и не только нами. В этой статье мы разберём основные вопросы, возникающие при выборе наушников и акустики для мониторинга звука для домашней студии, и правильно её там расставим.

Пример студийных мониторов

Источник изображения: www.adam-audio.com

Эта публикация является частью курса: Как оборудовать домашнюю музыкальную студию.

Содержание курса:

  • Компьютер
  • Аудио-интерфейс (звуковая карта)
  • Мониторы (колонки) и наушники (вы читаете сейчас)
  • Программное обеспечение (пока не опубликовано)
  • Миди-контроллер (пока не опубликовано)
  • Микрофоны (пока не опубликовано)
  • Бюджет (пока не опубликовано)

Почему нужны мониторные громкоговорители и наушники

Первое, что может прийти в голову, — подключить к аудио-интерфейсу вашу крутую Hi-Fi систему, но не стоит этого делать. Ваша акустика может звучать бесконечно круто, так же как встроенные в ноутбук динамики могут звучать бесконечно отстойно. Но нам нужно «референсное» звучание, то есть звук должен быть воспроизведён максимально точно, без окраски и искажения (амплитудно-частотная характеристика должна быть максимально ровной, если говорить в технических терминах).

Студийные мониторные громкоговорители

Источник изображения: www.adam-audio.com

В этом главное отличие любой Hi-Fi системы от студийных мониторов — если первые и должны придавать окраску и «тёплую ламповость» звуку, то вторые должны быть лишены любых искажений, чтобы, сводя микс на мониторах, вы могли слышать всё, а особенно проблемные места и дефекты. Иначе трек, хорошо звучащий на одной аудиофильской стерео-системе, может ужасно звучать на другой или, например, на iPod’е в наушниках за пару сотен рублей.

Кстати, про наушники. Зачем нам нужны мониторы для студии, кажется, стало понятно, но зачем нужны ещё наушники? Для этого есть две причины. Первая заключается в том, что если вы записываете вокал или инструмент (гитару, например), то в наушниках можно слушать фонограмму записываемого трека, не давая это услышать микрофону. Таким образом запись будет чистой и без фоновых шумов.

Вторая причина — если вы любите работать ночью, а на меня, например, самое вдохновение находит ближе к полуночи, наушники помогут сохранить хорошие отношения с соседями.

Главное, не забыть проверить звучание утром на мониторах, потому что наушники дают искаженное представление о стерео-панораме в миксе.

На что обратить внимание при выборе

Студийный профессиональный монитор

Источник изображения: www.adam-audio.com

При выборе мониторов сложно дать чёткие рекомендации — их ассортимент огромен в широком ценовом диапазоне. Если у вас ограничен бюджет, то стоит взглянуть в сторону Alesis и M-Audio — они предлагают недорогие, но вполне качественные мониторы. Если же у вас верхняя планка бюджета находится высоко, то стоит обратить внимание на Adam, KRK и Genelec.

Одна из ключевых характеристик студийных мониторов — смогут ли они воспроизводить действительно низкие частоты. Если нет, то вы будете пребывать в неведении о уровне саб-баса в вашем миксе (нужно ли его прибавить или его уже слишком много и микс скомкан и замусорен), а это очень важно для электронной музыки с мощным басом (hardcore, electro house, dubstep). Конечно, есть вариант дополнить мониторы сабвуфером, но это совсем не одно и то же, что и хорошие мониторы, — я пробовал пользоваться M-Audio SBX10, но сейчас он стоит пылится, потому что вместо ясности вносил больше неразберихи в звучание микса (может быть, конечно, мне не повезло с моделью или я его неправильно расположил в комнате).

Обычно у мониторов входные разъёмы — XLR, распространённые в профессиональном оборудовании, а у аудио-интерфейса — TRS. Таким образом, оптимальный соединительный кабель — это TRS -> XLR, чтобы не было лишних переходников. Хотя иногда у мониторов используются TRS или распространённые в Hi-Fi мире RCA, поэтому стоит проверить, какие разъёмы есть у вашего аудио-интерфейса, а какие у мониторов, чтобы заранее представлять какие провода и, возможно, переходники вам понадобятся и лишний раз не ездить в магазин, когда обнаружится, что нечем подключить мониторы к звуковой карте.

Кстати, многие некоторые производители мониторов (Adam, KRK) продают их по одному, то есть в комплекте идёт только один громкоговоритель, и, что очевидно, покупать их надо два сразу. Но, например, M-Audio и Genelec продают комплект из двух мониторов. В сравнительной таблице ниже я перед ценой на мониторы, идущие по одному в комплекте, указал, что цену стоит умножать на два: «2x».

Мониторные наушники

Источник изображения: www.beatsbydre.com

При выборе наушников стоит решить, что для вас важно: если вы собираетесь записывать вокал или инструменты, а также, например, ваша девушка не в восторге от постоянных «даба-дум тыщь», то определённо стоит выбрать закрытую конструкцию наушников (это когда амбушюры (чашки) наушников не пропускают звуки наружу и, соответственно, извне тоже). Если же вы перфекционист, то наш выбор — наушники открытого типа. Они дают более естественное и чистое звучание (звук не отражается от чашек и не вносит искажение в звучание), а ещё в них у вас меньше шанс пропустить звонок курьера, который доставил вам пиццу и пиво.

Что ещё немаловажно в наушниках — это удобство, потому что, скорее всего, проводить в них вы будете многие часы, так что большие, не давящие на уши, чашечки с мягкой обивкой и удобное оголовье будут совсем не лишними.

Варианты мониторов

Сам я использую мониторы Adam A7x. Мне они почти по всем параметрам очень нравятся, но иногда не хватает очень низких частот (саб-бас). Я свёл в таблицу модели мониторов, на которые, по моему мнению, стоит обратить внимание при покупке студийной акустики для мониторинга звука.

Производитель и модель Мощность Размер НЧ динамика Мин. частотаМинимальная частота сигнала, которую способны воспроизводить мониторы. Размер и вес Цена
M-Audio Studiophile AV 40 20 Вт 101 мм (4 in.) 85 Гц 222x152x184 мм, 6,34 кг 5 900 руб.
M-Audio Studiophile SP-BX5 70 Вт 127 мм (7 in.) 56 Гц 195x176x252 мм, 5 кг 12 200 руб.
M-Audio Studiophile SP-BX8 130 Вт 203 мм (8 in.) 40 Гц 305x254x381 мм, 11,97 кг 18 100 руб.
Alesis M1 Active MKII 100 Вт 165 мм (6,5 in.) 45 Гц 216x381x235 мм, 9,52 кг 21 900 руб.
Genelec 8030A 80 Вт 127 мм (7 in.) 58 Гц 299x189x178 мм, 5 кг 24 900 руб.
KRK RP8-G2 90 Вт 203 мм (8 in.) 45 Гц 265x381x304 мм, 11,8 кг 2x 12 600 руб.
Adam A7X 150 Вт 175 мм (7 in.) 42 Гц 201x337x280 мм, 9,2 кг 2x 30 100 руб.

Варианты наушников

Также я собрал наиболее интересные модели наушников из разных ценовых категорий, которые должны быть пригодны для студийного использования.

Производитель и модель Тип конструкции ИмпедансНоминальное сопротивление наушников по переменному току.
В теории высокий импеданс позволяет снизить уровень искажений, но требует сигнал с высоким уровнем напряжения. На практике для импеданса больше не всегда значит лучше, а уровень сигнала не всегда должеть быть высоким, если у наушников высокая чувсвительность.
Многие «аудиофильские» модели наушников имеют сопротивление сильно выше 150 Ом. Как правило, профессиональные аудио-интерфейсы имеют достаточное усиление сигнала и проблем с использованием высокоомных наушников быть не должно.
Вес Цена
AKG K 44 Закрытые 32 Ом 190 г 1 250 руб.
Sennheiser HD 380 Pro Закрытые 54 Ом 220 г 4 600 руб.
AKG K 271 MK II Закрытые 55 Ом 240 г 7 600 руб.
AKG K 702 Открытые 62 Ом 235 г 18 700 руб.
Monster Beats Pro Закрытые 32 Ом 400 г 19 000 руб.

Сам я пробовал Sennheiser HD 650, но мне они показались слишком сухими даже для мониторинга, и особенно в них страдают басы, которые важны для электронной музыки. Ещё я пробовал Monster Beats Studio, они всем хороши, но у них, наоборот, слишком много низких частот, как у всех наушников с активной системой шумоподавления, которые я слышал.

Как правильно расставить мониторы

Рассмотрев важные аспекты для выбора инструментов мониторинга звука в студии, в заключение стоит поговорить о том, как правильно расставлять акустику, что совсем немаловажно. При неправильно расставленных громкоговорителях, какие бы они дорогие и качественные ни были, вы просто не сможете услышать весь их потенциал звучания.

Высокочастотный динамик на высоте ушей

Это наравне с правилом стерео-треугольника — важнейшее условие для того, чтобы ваша система аудио-мониторинга раскрыла все свои возможности. Обратите внимание на то, чтобы твитер (высокочастотный излучатель) находился на одном уровне по высоте с вашими ушами, когда вы сидите за рабочим местом.

После переезда я поначалу установил мониторы слишком низко, и после того, как приподнял их до необходимого уровня (твитеры на одной линии с ушами), я удивился, насколько звучание стало заметно более чистым.

Расположение мониторов на одной высоте с ушами

Источник изображения: www.adam-audio.com

Суть тут в том, что чем выше частота звука, тем он более прямолинейно распространяется. Поэтому высокочастотные излучатели должны «смотреть» вам в уши, если так можно выразиться. И наоборот, очень низкие частоты сложно локализуются (сложно на слух определить, где источник звука), и для них можно использовать один излучатель — сабвуфер, при этом стереопанорама практически не страдает.

Если нет возможности установить мониторы так, чтобы твитеры были на одном уровне с ушами, можно наклонить мониторы, чтобы твитер был на одной линии с ушами.

Стерео-треугольник

Расположение мониторов в стерео треугольнике

Источник изображения: www.adam-audio.com

Второе важное правило состоит в том, что слушатель, то есть вы, должен находиться в вершине воображаемого равностороннего треугольника, в двух других вершинах которого должны находиться мониторы, повёрнутые в вашу сторону. То есть вы находитесь по центру на равном удалении от мониторов, и расстояние от вас до любого из мониторов равно расстоянию между мониторами. Звучит сложно, но на самом деле, всё очень просто, особенно если взглянуть на иллюстрацию.

Симметрично относительно центра комнаты

Последнее правило не является таким обязательным, как первые два, да и более того, не всегда в доме можно найти столько места, но в идеале, вы вместе с мониторами должны находиться посередине между боковыми стенами комнаты. То есть слева и справа от вашего рабочего места должно быть одинаковое расстояние до стен.

На странице использованы фотографии и изображения с сайтов: www.adam-audio.com, www.beatsbydre.com.

Если у вас остались вопросы, то добро пожаловать в комментарии.

Домашняя музыкальная студия: мониторы и наушники: Один комментарий

Добавить комментарий